Электронная трудовая книжка, переходить или нет?
С 1 января 2020 года в России начал действовать новый формат трудовой книжки – электронная.
Преимущества электронной трудовой книжки
(текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.pfrf.ru/ по состоянию на 04.02.2020):
Дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения.
Удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности.
Дополнительные возможности дистанционного трудоустройства.
Минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности.
Новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов.
Использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг.
Формирование электронных трудовых книжек россиян начинается с 1 января 2020 года. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека.
Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Остальным гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.

Россияне, которые подадут заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, получат бумажную трудовую на руки. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником соответствующего заявления.

При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.

Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем бумажной трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

Более подробную информацию смотрите на сайте ПФР http://www.pfrf.ru

Что делать работодателю в 2020 г.

С появлением ЭТК у работодателя в 2020 г. появились новые обязанности (ст. 66.1 ТК РФ):

1. Сдавать в ПФР новую форму отчетности - СЗВ-ТД. Ее надо подавать на каждого работника, который был принят, уволен, переведен на другую постоянную работу, а также на того, кто подал заявление о переходе на ЭТК или о сохранении бумажной книжки. Срок сдачи СЗВ-ТД - 15-е число следующего месяца. Если в текущем месяце с работником ничего из этого не случилось, сдавать СЗВ-ТД не надо (ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

2. Не позднее 30.06.2020 уведомить каждого работника о том, что он может сохранить бумажную трудовую книжку или отказаться от нее (ст. 2 Закона N 439-ФЗ).



ВОПРОС-ОТВЕТ
Можно ли будет сохранить бумажную трудовую книжку?
Да, можно. Для этого будет необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной. Если же работник не подаст (не успеет подать) такое заявление до 31 декабря 2020 года, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
В течение какого периода работодателю будет необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд?
С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц будет необходимо предоставлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
С 1 января 2021 года сведения в случаях приема на работу или увольнения должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем приема на работу или увольнения.

Чем защищены базы данных ПФР? Какие гарантии, что данные будут защищены?
Информационная система ПФР аттестована в соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных.
Как можно будет получить сведения из электронной трудовой книжки?
Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на сайте Портала государственных услуг.
Чтобы войти в личный кабинет, необходимо зарегистрироваться и получить подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале Госуслуг. Если вы уже зарегистрированы на портале, для входа в личный кабинет на сайте ПФР используйте ваши логин и пароль.
Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку:
- работодателю (по последнему месту работы);
- в территориальном органе Пенсионного фонда России;
- в многофункциональном центре (МФЦ).



При увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?
Нет, при увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.
Что будет в случае сбоя информации или утечки данных?
Многолетний опыт показывает высокий уровень защищенности информационных систем Пенсионного фонда России. Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных практически невозможны. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.
Обзор подготовлен с помощью СПС «КонсультантПлюс» и информации с официального сайта ПФ РФ http://www.pfrf.ru/.
4 февраля / 2020